От чего умер ницше


После первого психотического эпизода в 1889 году (в возрасте 44 лет) Ницше был госпитализирован в психиатрическую больницу. Он находился там с перерывами вплоть до самой смерти 25 августа 1900 года.

Философу был установлен диагноз третичного мозгового сифилиса (ТМС), который был подтвержден в других клиниках Германии и до сих пор остается общепринятым.

Anamnesis morbi et vitae

Ученый родился после нормальной беременности 15 октября 1844 года. Ранние годы его жизни не отличались какими-либо особенностями, в школе он учился посредственно.

Впоследствии Ницше обучался в Боннском и Лейпцигском университетах, в возрасте 24 года (1869 г.) был назначен профессором филологии в Базельском университете, то есть еще до завершения своего доктората. Мыслитель ушел в отставку в 1879 году в связи с болезнью и стал вести жизнь “странствующего философа” в различных областях итальянской Ривьеры, швейцарских Альп, а в 1888–1889 гг. — в Турине.


В детстве у него были обнаружены миопия и анизокория. Осенью 1887 года (в возрасте 43 лет) при офтальмоскопии был выявлен центральный хориоретинит. В школьной медицинской карточке Ницше неоднократно упоминается ревматизм, ревматические боли в области шеи, головные боли, диарея и застойные явления. Mobius предоставил подробный отчет о его мигренозных приступах с характерной “фортификационной” аурой, иногда продолжавшихся по несколько дней. Сам мыслитель говорил, что иногда его мигренозные головные боли продолжались суммарно до 118 дней на протяжении года.

В его семье имеются данные об отягощенном психиатрическом анамнезе (тетя, сестра Елизавета). Две тети по материнской линии страдали психическими заболеваниями, одна из них совершила самоубийство. У одного из дядьев по материнской линии после 60 лет также нарушилась психика, второй, вероятно, умер в доме для умалишенных. Отец философа отошел в мир иной в возрасте 35 лет. Он страдал необычными “состояниями”, во время которых Хотя Ницше раньше одевался очень изысканно, в тот период жизни он перестал следить за своей внешностью. Вместе с тем, философ не теряет своего творческого воодушевления и в декабре 1888 года переделывает свой трактат “Эссе Homo”. Хотя его почерк и ухудшился, он продолжает виртуозно играть на фортепиано.


Впоследствии болезненные идеи величия становятся очевидными. Мыслитель называет свою книгу “Так сказал Заратустра” “самой фундаментальной в мировой культуре”. Суть и тон его эпистолярного наследия с октября 1888 года по январь 1889 года отражают нарастание признаков мегаломании, когда он подписывает корреспонденцию именами “Феникс”, “Антихрист” и ”Чудовище”. Письма становятся все более антинемецкими и антирелигиозными, а в декабре Ницше пишет личные послания кайзеру Вильгельму и канцлеру Бисмарку. Его идеи в то время не носили меланхолический характер, а скорее становились все более иррациональными. В начале 1889 года ученый считает себя организатором конгресса европейских монархов и посылает приглашение на него итальянскому королю Умберто II, секретарю папы римского Мориани и герцогам Баденским. Он становится возбужденным и дезориентированным, он громко говорит сам с собой, поет и играет на фортепиано, теряет понимание ценности денег, пишет фантастические письма, подписываясь именами “Распятый” и “Дионис”. Его друг Овербек очень эмоционально описывает изменения в поведении ученого, при этом упоминая наличие бреда.На железнодорожном вокзале Ницше хочет всех обнимать, но успокаивается, когда сопровождающие говорят ему, что такое поведение не достойно уважаемого человека.


Ницше был госпитализирован в Базельскую психиатрическую больницу 10 января 1889 года.

Обследование в Базеле (10 января 1889 года)

При неврологическом обследовании правый зрачок пациента был шире левого, но реакция на свет не утрачена и симметрична. Со стороны других черепно-мозговых нервов отмечалось также сходящееся косоглазие и легкая сглаженность правой носогубной складки. Сухожильные рефлексы — повышены.

Психическое состояние больного оставалось далеким от нормального. Мыслитель чувствует большой подъем и считает себя нездоровым на протяжении всего лишь 8 последних дней. Критика относительно собственной болезни отсутствует. Обследуемый несколько дезориентирован и многословен, утром у него наблюдаются эпизоды возбуждения и громкое пение. Аппетит хороший. Ночью пациент не спит и постоянно говорит, при этом отмечается скачка идей. Ницше называет себя “туринским тираном”. Он снимает свой жилет и плащ, бросает их на пол, падает на них, кричит и поет. 18 января 1889 года его переводят в психиатрическую больницу города Йена.

Обследование при госпитализации в психиатрическую больницу города Йена (18 января 1889 года)

При физикальном обследовании обнаружен небольшой рубец справа от уздечки и незначительное увеличение паховых лимфоузлов.


врологическая симптоматика ограничивалась легким сужением левой глазной щели по сравнению с правой, но при произвольном сокращении они были симметричны. Зрачки — асимметричны, причем правый шире. Левый зрачок реагировал при проверке зрачкового рефлекса и аккомодации, правый — не реагировал на содружественный зрачковый рефлекс при сохраненной аккомодации. Правый угол рта несколько опущен вниз, отмечалась девиация языка вправо, со стороны остальных черепно-мозговых нервов патологии не отмечалось. При ходьбе пациент поднимал левое плечо и опускал правое, при поворотах размахивал руками, но проба Ромберга оставалась без особенностей. Физиологичные рефлексы в целом трактовались как оживленные, слева отмечался клонус стопы, патологических рефлексов стопы не наблюдалось.

Психиатрические симптомы выглядели следующим образом. Больной величественно вошел в комнату и поблагодарил всех присутствующих за “потрясающий прием”. Он часто кланялся, не ориентировался в пространстве (думал, что находится в Турине или Наумбурге), но узнавал других. Критика относительно собственной болезни отсутствует. Ницше много жестикулировал, говорил в приподнятом тоне, путал французские и итальянские слова, неоднократно пытался пожать руку лечащему врачу. Отмечалась выраженная скачка идей, пациент говорит о своих несуществующих музыкальных произведениях и слугах, аппетит очень повышен.


Во время пребывания в клинике с 18 января 1889 года по 24 марта 1890 года мыслитель не ориентировался во времени и пространстве. Он создавал много шума, его часто изолируют. Больной требует исполнения своих музыкальных композиций, иногда страдает приступами гнева, во время которых толкает других пациентов, и бессонницей, купирующейся амиленгидратом и хлоралгидратом. Ницше считает себя Фридрихом Вильгельмом II, герцогом Кумберлендским или кайзером, санитара часто называет Бисмарком. Иногда он мочится в собственные ботинки, время от времени утверждает, что его хотят отравить, в другой раз — разбивает окно, якобы увидев за ним пушку. Сгоряча пациент разбивает стакан с водой, чтобы “защитить себя осколками”, время от времени прячет бумагу и другие мелкие вещи, а также страдает копрофагией.

Последние годы

24 марта 1890 года ученого выписывают под наблюдение его матери. На тот момент он не узнавал даже своих друзей, включая Дойссена. Последний описал больного, подолгу задумчиво сидящего на веранде, иногда говорящего самим с собою о лицах и ситуациях школьных лет. Кезелиц в письме к Овербеку от 17 февраля 1892 года пишет, что Ницше в основном апатичен, реагирует на внешние вербальные раздражители только улыбкой или легким кивком головы. Он потерял музыкальные способности и память, при этом ориентировался в событиях сегодняшнего дня и не имел никаких желаний. Больной самостоятельно не может встать с кресла, однако во время ходьбы посторонняя помощь не требуется. После посещения школы, в которой учился, пациент не узнал места, вместе с тем его физическое состояние было очень хорошее. В 1894 году Дойссен отмечает, что философ выглядит неплохо, но никого не узнает и у него ухудшилась речь. Сестра Ницше, ухаживавшая за ним, писала, что с 1897 года он лишь тихо сидел в кресле. Умер мыслитель 25 августа 1900 года.


Источник: dr-serbsky.livejournal.com

"Смерть Фридриха Ницше вызывает не меньше кривотолков, чем его жизнь и его философское наследие. Он уже успел стать и «девственником», «умершим от сифилиса», «чьё предшествующее течение болезни не было характерно для такого диагноза», и «латентным христианином», «лишённым рассудка из-за хулы на Бога и церковь». Дальше всех в исследовании вопроса о смерти Ницше продвинулся только профессор Московской духовной академии А. И. Осипов, заключивший, что Ницше в состоянии безумия покончил с собой, бросившись в лестничный пролёт, поскольку сам Ницше считал, что "больной — это паразит общества и в известном состоянии неприлично продолжать жить" (см. "Сумерки идолов, или как философствуют молотом").
Предположение о действительных причинах смерти выдающегося европейского мыслителя (как о физиологическом факте, а не романтизированном «фатальном крахе, прыжке в бездну…» и т.п.) продолжает существовать параллельно всем обозначенным выше фантастическим интерпретациям.


r />Уже в письме Овербека – Кезелицу от 15-го января 1889-го года Мы обнаруживаем ссылку на мнение психиатра доктора Вилле первым осмотревшего впавшего в безумие Ницше – где доктор Вилле указывает на систематическую передозировку хлоралом и другими сильнодействующими препаратами, как на причину состояния пациента. В книге румынского исследователя Д. Бабояна «Pasport pertu infern» 1970-го года издания, посвящённой вопросу последствий употребления творческими людьми различных психотропных препаратов автор, ссылаясь на мнение профессора Луи Левина, прямо говорит о хлорале как о причине предсмертного психического состояния Ницше. И проводит определённую параллель со смертью в 1878-м году немецкого писателя Карла Гуцкова также систематически употреблявшего большие дозы хлорала, и чья психика также серьёзно пострадала от этого препарата. Ницше, как известно, страдал от переутомления, проблем со зрением и мигреней. Всё это лишало мыслителя сна. Лечащие врачи прописывали Ницше хлорал и веронал как эффективные и сильнодействующие снотворные, поскольку на том этапе развития медицины (19-й век) считалось, что тот же хлорал полностью безвреден для организма. Ницше быстро впал в зависимость от хлорала и веронала, регулярно употреблял их в больших дозах, и сам того не ведая стремительно разрушал свой мозг.

стояние последнего периода жизни Ницше (усилившиеся мигрени, рвота, слабость, парадоксальная возбудимость, в дальнейшем бессвязная речь, поверхностная кома и т.п.) по своей симптоматике указывает на последствия систематических передозировок хлоралом и вероналом (последний препарат, как известно на сегодняшний день при регулярном употреблении вызывает привыкание уже через 15 дней и лекарственную зависимость через 1-3 месяца).
Однако, безусловно, столь «приземлённая» и столь «материальная» причина смерти философа Ницше не сможет удовлетворить изысканный вкус романтиков предпочитающих считать, что Ницше «сошёл с ума от столкновения с глыбами чрезмерных озарений собственной гениальности», «божественной кары», или просто «умер от сифилиса,… которым никогда не болел»…"

Источник: nietzscheana.livejournal.com

Часто причиной ярких достижений в философии и искусстве является непростая биография. Ницше Фридрих, один из самых значительных философов второй половины 19 века, прошел непростой короткий, но очень плодотворный жизненный путь. Расскажем о вехах биографии, о самых значительных произведениях и взглядах мыслителя.

Детство и происхождение

15 октября 1844 года в Восточной Германии, в небольшом городке Реккене появился на свет будущий великий мыслитель.


ждая биография, Ницше Фридрих не исключение, начинается с предков. И вот с этим в истории философа не все ясно. Есть версии, что он происходит из польского дворянского рода по фамилии Ницкие, это подтверждал и сам Фридрих. Но есть исследователи, которые утверждают, что семья философа имела немецкие корни и имена. Они предполагают, что «польскую версию» Ницше просто выдумал, чтобы придать себе ореол исключительности и необычности. Точно известно, что два поколения его предков были связаны со священнослужением, со стороны обоих родителей деды Фридриха были лютеранскими священниками, так же как и его отец. Когда Ницше было 5 лет, его отец умер от тяжелого психического заболевания, и воспитанием мальчика занималась мать. К матери он испытывал нежную привязанность, а с сестрой у него были тесные и очень сложные отношения, сыгравшие большую роль в его жизни. Уже в раннем детстве Фридрих демонстрировал желание быть не таким как все, и готов был на разные сумасбродные поступки.

Образование

В 14 лет Фридрих Ницше, философия которого еще даже не начала зарождаться, был отправлен в знаменитую гимназию Пфорта, где преподавали классические языки, античную историю и литературу, а также общеобразовательные предметы. В языках Ницше был прилежен, а вот с математикой у него было очень плохо. Именно в школе у Фридриха возникает сильный интерес к музыке, философии, античной литературе. Он пробует себя на писательской стезе, много читает немецких литераторов.


сле школы, в 1862 году Ницше отправляется учиться Боннский университет на факультет теологии и философии. Со школы он чувствовал сильную тягу к религиозной деятельности и даже мечтал, как отец стать пастором. Но в студенческие годы его взгляды сильно изменились, и он стал воинствующим атеистом. В Бонне отношения с однокашниками у Ницше не сложились, и он перевелся в Лейпциг. Здесь его ждали большие успехи, еще во время учебы его пригласили на работу профессором греческой словесности. Под влиянием своего любимого учителя, немецкого филолога Ф. Ричли, он согласился на эту работу. Ницше с легкостью сдал экзамен на звание доктора философии и отправился преподавать в Базель. Но Фридрих не ощущал удовлетворения от своих занятий, филологическая среда начала его тяготить.

Юношеские увлечения

В юности Фридрих Ницше, философия которого только начала формироваться, испытал два сильных влияния, даже потрясения. В 1868 году он знакомится с Р. Вагнером. Музыкой композитора Фридрих был очарован и раньше, а знакомство произвело на него сильнейшее впечатление. Две неординарных личности нашли между собой много общего: оба любили древнегреческую литературу, оба ненавидели сковывающие дух социальные оковы. На три года между Ницше и Вагнером установились дружеские отношения, но позже начали охлаждаться и полностью прекратились после того, как философ опубликовал книгу «Человеческое, слишком человеческое». Композитор нашел в ней явные признаки душевной болезни автора.

Второе потрясение было связано с книгой А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Она перевернула взгляды Ницше на мир. Мыслитель высоко ценил Шопенгауэра за способность сказать правду своим современникам, за готовность идти наперекор общепринятым представлениям. Именно его работы подтолкнули Ницше к написанию философских работ и на смену рода занятий – теперь он решил стать философом.

Во время франко-прусской войны работал санитаром, и все ужасы с полей сражений, как ни странно, только укрепили его в мысли о пользе и оздоравливающем влиянии таких событий на общество.

Здоровье

Еще с детства не отличался крепким здоровьем, был очень близорук и слаб физически, возможно, это и стало причиной того, как складывалась его биография. Ницше Фридрих имел плохую наследственность и слабую нервную систему. В 18 летнем возрасте у него начались приступы сильной головной боли, тошноту, бессонницу, он переживал долгие периоды сниженного тонуса и угнетенного настроения. Позже к этому прибавился нейросифилис, подхваченный от связи с проституткой. В возрасте 30 лет у него начался резкий спад здоровья, он почти ослеп, испытывал изматывающие приступы головной боли. Его начали лечить опиатами, что привело к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. В 1879 году Ницше ушел на пенсию по состоянию здоровья, пособие ему платил университет. И он начал перманентную борьбу с болезнями. Но именно в это время оформляется учение Фридриха Ницше и значительно растет его философская продуктивность.

Личная жизнь

Философ Фридрих Ницше, идеи которого изменили культуру 20 века, был несчастлив в отношениях. По его словам, в его жизни было 4 женщины, но только 2 из них (проститутки) сделали его хоть немного счастливым. У него с ранней юности были сексуальные отношения с сестрой Элизабет, он даже хотел на ней жениться. В 15 лет Фридрих подвергся сексуальному насилию со стороны взрослой женщины. Все это радикально повлияло на отношение мыслителя к женщинам и на его жизнь. Он всегда хотел в женщине видеть в первую очередь собеседника. Интеллект для него был важнее сексуальности. Одно время он был влюблен в жену Вагнера. Позже он был очарован психотерапевтом Лу Саломе, в которую также был влюблен его друг, писатель Пауль Рее. Некоторое время они даже жили вместе в одной квартире. Именно под влиянием дружбы с Лу он напишет первую часть своего знаменитого труда «Так говорил Заратустра». Дважды в жизни Фридрих делал предложения руки и сердца и оба раза получил отказ.

Самый продуктивный период жизни

С выходом на пенсию, несмотря на мучительную болезнь, философ вступает в самую продуктивную эру своей жизни. Ницше Фридрих, лучшие книги которого стали классикой мировой философии, за 10 лет пишет 11 своих главных произведений. За 4 года он написал и издал самый известный свой труд «Так говорил Заратустра». Книга не только содержала яркие, необычные идеи, но и формально она была не типичной для философских трудов. В ней сплелись размышления, миология, поэзия. За два года после издания первых частей Ницше становится популярным мыслителем Европы. Работа над последней книгой «Воля к власти» продолжалась несколько лет, в нее вошли размышления и более раннего периода. Издана работа была уже после смерти философа благодаря стараниям его сестры.

Последние годы жизни

В начале 1898 года резко обострившаяся болезнь привела к тому, что завершилась философская биография. Ницше Фридрих на улице увидел сцену избиения лошади, и это спровоцировало у него припадок безумия. Врачи так и не нашли точных причин его болезни. Скорей всего здесь сыграл роль комплекс предпосылок. Лечения доктора предложить не могли и направили Ницше в психиатрическую лечебницу в Базеле. Там его содержали в комнате, обитой мягкой тканью, чтобы он не мог причинить себе вреда. Врачи смогли привести пациента в стабильное состояние, то есть без припадков буйства и разрешили забрать его домой. Мать ухаживала за сыном, стараясь максимально облегчить его мучения. Но она через несколько месяцев умерла, а у Фридриха случился апоплексический удар,который полностью обездвижил его и лишил возможности говорить. Последнее время за философом ухаживала сестра. 25 августа 1900 года, после еще одного удара, Ницше скончался. Ему было всего 55 лет, похоронили философа на кладбище в родном городе рядом с родственниками.

Философские взгляды Ницше

Философ Ницше известен во всем мире благодаря своим нигилистским и радикальным взглядам. Он очень резко критиковал современное европейское обществ, в особенности ее христианские основания. Мыслитель считал, что со времен Древней Греции, которую он рассматривает как некий идеал цивилизации, происходит распад и деградация культуры Старого Света. Он формулирует собственную концепцию, названную позже «Философией жизни». Это направление считает, что человеческая жизнь неповторима и уникальна. Каждый индивид ценен своим опытом. И главным свойством жизни он считает не разум или чувства, а волю. Человечество пребывает в постоянной борьбе и достойны жизни только сильнейшие. Отсюда вырастает идея о Сверхчеловеке – одна из центральных в доктрине Ницше. Размышляет Фридрих Ницше о любви, смысле жизни, истине, роли религии и науки.

Основные произведения

Наследие философа невелико. Его последние работы издавала сестра, которая не постеснялась отредактировать тексты в соответствии со своим мировоззрением. Но и этих работ было достаточно, чтобы Фридрих Ницше, произведения которого входят в обязательную программу по истории философии в любом ВУЗе мира, стал настоящим классиком мировой мысли. В список его лучших книг входят, кроме уже упомянутых, труды «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Рождение трагедии из духа музыки», «К генеалогии морали».

Поиски смысла жизни

Размышления о смысле жизни и цели истории – это базовые темы европейской философии, не мог стоять от них в стороне и Фридрих Ницше. О смысле жизни он говорит в нескольких своих трудах, полностью его отрицая. Он утверждает, что христианство навязывает людям мнимые смыслы и цели, по сути, обманывая людей. Жизнь есть только в этом мире и нечестно обещать какую-то награду в потустороннем мире за моральное поведение. Так, говорит Ницше, религия манипулирует человеком, заставляет его жить ради тех целей, которые неорганичны человеческой природе. В мире, где «Бог мертв», человек сам несет ответственность за свой моральный облик и человечность. И в этом и состоит величие человека, что он может «стать человеком» или остаться животным. Также смысл жизни мыслитель усматривал в воле к власти, человек (мужчина) должен стремиться к победе, иначе существование его бессмысленно. Смысл истории Ницше видел в воспитании Сверхчеловека, его еще нет и социальная эволюция должна привести к его появлению.

Концепция сверхчеловека

В своей центральной работе «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею о Сверхчеловеке. Этот идеальный человек рушит все нормы и устои, он смело добивается власти над миром и другими людьми, ему чужды ложные сантименты и иллюзии. Антиподом этого высшего существа является «последний человек», который, вместо смелой борьбы со стереотипами, избрал путь комфортного, животного существования. По мнению Ницше, современный ему мир насажден такими «последними», поэтому он видел в войнах благо, очищение и возможность для перерождения. Концепция Сверхчеловека была положительно оценена А. Гитлером и принята как идеологическое обоснование фашизма. Хотя сам философ ни о чем таком и не помышлял. Из-за этого работы и имя Ницше были под категорическим запретом в СССР.

Цитаты

Философ Ницше, цитаты которого разошлись по миру, умел говорить емко и афористично. Поэтому многие его высказывания так любят приводить различные ораторы по любым поводам. Наиболее известными цитатами философа о любви стали слова: «Люди, не способные ни на настоящую любовь, ни на крепкую дружбу, всегда делают ставку на брак», «В любви всегда есть немного безумия…, но и в безумии всегда есть немного разума. О противоположном поле он высказывался очень хлестко: «Идешь к женщине – бери плетку». Его личным девизом были слова: «Все, что меня не убивает – делает меня сильнее».

Значение философии Ницше для культуры

Сегодня Фридрих Ницше, цитаты из работ которого можно встретить во многих работах современных философов, уже не вызывает таких яростных споров и критики, как в начале 20 века. Тогда его теория стала революционной и породила много направлений, которые существовали в диалоге с Ницше. С ним можно было соглашаться или спорить, но уже нельзя было игнорировать. Идеи философа оказали сильное влияние на культуру и искусство. Под впечатлением от работ Ницше, например, Т. Манн написал своего «Доктора Фаустуса». Его направление «философия жизни» дало миру таких выдающихся философов, как В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер.

Интересные факты

Яркие люди всегда вызывают любопытство людей, не избежал этого и Фридрих Ницше. Интересные факты его биографии ищут исследователи, о них с удовольствием читают люди. Чем была необычна жизнь философа? Например, он всю жизнь увлекался музыкой, был неплохим пианистом. И даже когда потерял разум, он создавал музыкальные опусы и импровизировал в больничном холле. В 1869 году он отказался от прусского гражданства и остаток жизни прожил, не относясь ни к одному государству.

Источник: pikabu.ru

Прошло больше ста лет с тех пор, как Фридрих Ницше заявил, что «Бог умер». Но что это значит? Обозреватель Big Think Скотти Хендрикс размышляет о том, что имел в виду философ, кто и как пытался заменить в сознании людей фигуру Бога на протяжении XX века и что помогает человеку в мире без божеств и абсолютных истин не впадать в отчаяние и хаос.

Прошло больше ста лет с тех пор, как Фридрих Ницше заявил, что «Бог умер» (или «Gott ist tot» на немецком), и тем самым обеспечил головную боль всем студентам философии, продолжающуюся и по сей день. Эта фраза стала самым известным высказыванием Ницше – ее знают даже те, кто не знаком с его книгой «Веселая наука», где она как раз содержится. Но насколько хорошо мы понимаем смысл этих слов? Или, важнее, что они значат для нас?

Ницше был атеистом всю свою взрослую жизнь, и поэтому буквальный смысл фразы исключается, а речь, скорее, идет об идее Бога. После эпохи Просвещения мысль о том, что наша Вселенная управляется законами физики, а не божественным провидением, стала реальностью. Философия показала, что легитимность власти оправдывается не божественным помазанием, а согласием граждан; все моральные теории теперь могли существовать также без отсылки к творцу. Это было знаменательное событие. Европа больше не нуждалась в Боге как источнике морали, человеческих ценностей или законов Вселенной; философия и наука заняли его место. Массовая секуляризация западной мысли помогла осознать Ницше, что Бог не просто умер, но что именно люди убили его своей научной революцией, своим стремлением познать мир.

Однако смерть Бога не воспринималась Ницше как однозначно положительное явление. Без Бога основная система убеждений Западной Европы находилась в опасности, в книге «Сумерки идолов» философ писал:

«Отрекаясь от христианской веры, выдергиваешь этим у себя из-под ног право на христианскую мораль. Последняя отнюдь не понятна сама по себе… Христианство есть система, сообразованное и цельное воззрение на вещи. Если из него выломаешь главное понятие, веру в Бога, то разрушаешь этим также и целое».

Однако для некоторых людей, по мнению Ницше, такой поворот событий станет хорошим знаком: «… услышав новость о том, что «старый Бог мертв», мы, философы и «свободные души», встречаем новый рассвет». Светлое будущее уже проглядывалось впереди. Когда старая система смыслов изжила себя, появилась возможность создать новую. Однако Ницше полагал, что устранение этой системы вызовет у многих людей отчаяние и безнадежность. Ведь возникает вопрос: в чем смысл жизни, если Бога нет? Даже если Бог и был, весь западный мир теперь знал, что он не помещал нас в центр вселенной. Перед нами открылся настоящий мир. Вселенная не была создана исключительно для человеческого существования. Ницше опасался, что такое понимание мира приведет к массовому пессимизму, «воле к ничто», что противоречило жизнеутверждающей философии, которую он продвигал.

Свой страх перед нигилизмом и реакцию человечества на него Ницше описал в своей книге «Воля к власти»:

«То, о чём я повествую, это история ближайших двух столетий. Я описываю то, что надвигается, что теперь уже не может прийти в ином виде: появление нигилизма… Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей из столетия в столетие, и как бы направляется к катастрофе».

Ницше не удивился бы событиям, произошедшим в Европе уже после его смерти. Коммунизм, нацизм, национализм и другие идеологии, распространявшиеся после Первой мировой войны, стремились обеспечить человека смыслом и ценностями в качестве рабочего или арийца, или вдохновляли на какие-либо другие подвиги аналогично тому, как христианство даровало смысл детям Божьим в виде жизни на Земле. Хотя Ницше, возможно, отверг бы все эти идеологии, он, несомненно, признал бы потребность человечества в том значении, которое они давали.

Предвидевши возможный исход событий, философ предложил нам выход – создание наших собственных индивидуальных ценностей. Создание смысла жизни теми, кто эту жизнь проживает. Архетипом индивидуума, способным на это, является «сверхчеловек» (Übermensch). Однако Ницше представлял его в виде непостижимого идеала, которого большинство не смогли бы достичь. Сверхчеловек, который, как ему казалось, уже должен был существовать на Земле, создавал бы смысл жизни, опираясь на свою волю, и осознавал бы, что в конечном итоге люди сами несут ответственность за свой выбор. В книге «Так говорил Заратустра» философ пишет:

«Для игры созидания нужно, мои братья, священное «да» для жизни: своей воли хочет теперь дух».

Смелый сверхчеловек не будет опираться на догму или общественное мнение относительно собственных ценностей.

Предполагая сложности в создании сверхчеловека, Ницше предложил альтернативный ответ нигилизму – тот, который вероятно выберут люди: «Последний человек». «Самая презренная вещь», которая живет спокойной жизнью, не думая о своей индивидуальности или личностном росте: «Мы обнаружили счастье», — говорят последние люди и моргают». К разочарованию Заратустры, рупора Ницше, людей, которым он проповедует, интересует образ жизни последнего человека. Ницше считал его наиболее вероятным решением относительно нашей способности справиться со смертью Бога.

Однако тут можно задать вопрос: если мы знаем, что Бог умер уже так давно, то почему мы все не стали атеистами? Ницше говорит:

«Бог мертв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень».

Возможно, мы только сейчас видим проявление высказывания философа.

Атеизм становится все более популярным почти во всех европейских странах, и его новообретенный рост в Соединенных Штатах свидетельствует о новом культурном сдвиге. Но, в отличие от того времени, когда атеизм навязывался коммунистическими группами, сейчас нет необходимости в мировоззрении, поддерживающем отсутствие Бога. Его просто нет. И, действительно, британский философ Бертран Рассел рассматривал большевизм практически как религию; она придавала смысл и диктовала ценности людям. Но этот источник смысла без веры прекратил свое существование.

Как известно многим атеистам, отсутствие Бога без дополнительной философской структуры, придающей смысл, может стать причиной экзистенциального кризиса. Рискуем ли мы стать обществом, борющимся с нашей собственной бессмысленностью? Находимся ли мы на грани нигилизма? Действительно ли сейчас мы более уязвимы перед идеологиями и аферистами, которые обещают сделать то, что Бог делал для нас и для общества? В то время как американцы все более пессимистично относятся к будущему, атеистов из них меньше, чем религиозных людей. Кажется, в долгосрочной перспективе Ницше ошибся в нашей способности справиться с идеей о том, что Бог мертв.

Возможно, нам удалось справиться со смертью Бога лучше, чем полагал Ницше; не все мы являемся последними людьми, и человечество не оказалось в ситуации, когда всякая мораль считается относительной и бессмысленной. Кажется, нам удалось создать мир, в котором у людей снижается потребность в Боге без последствий в виде коллективного отчаяния или хаоса.

Стремимся ли мы, будучи самостоятельными людьми, к созданию собственных ценностей? Создаем ли смысл жизни сами без помощи Бога, догмы или общественного выбора? Возможно, некоторые из нас – да, и, если мы понимаем смысл фразы Ницше «Бог умер», у нас больше шансов творить самим. Отчаяние из-за его гибели может уступить место новому смыслу в нашей жизни, ведь, как говорил Жан-Поль Сартр:

«Жизнь начинается по ту сторону отчаяния».


Подборка материалов по теме

— Есть ли у человечества «высшее предназначение»?

— Ecce Homo: психология Ницше, или как становиться самим собой

— Три мифа о философии Ницше


Оригинал: «God is dead»: what Nietzsche really meant / Big Think
Автор: Скотти Хендрикс

Источник: monocler.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.